Евгений Найштетик: Существующий способ финансирования здравоохранения — лицемерие
Евгений Найштетик
Почему я считаю существующий способ финансирования здравоохранения лицемерием?
ВВП Украины – 3.9 трлн грн.
Расходная часть общего фонда бюджета – 1.1 трлн грн.
Необходимый уровень финансирования госгарантий для НСЗУ, чтоб оно работало согласно закону https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2168-19/ed20171019#Text – >5%, т.е. шестая часть всего бюджета страны.
И это не считая отдельных государственных целевых программ в области здравоохранения.
Как вы считаете, в государстве Украина возможно ли чтоб депутаты какой-то каденции отдали шестую часть бюджета на финансирование НСЗУ?
Возможно ли мобилизировать более 5% ВВП для работающего параллельно с МОЗ центрального органа исполнительной власти, если не увеличивать налоговое бремя?
Возможно ли это в принципе в условиях курса на децентрализацию?Этот закон и есть суть реформы Супрун. И он написан для какой-то другой Украины, которой никогда не было и не будет в ближайшее поколение ни при каких обстоятельствах.
Даже в СССР, где не было частной собственности и вся экономика была государственной, далеко не всегда удавалось мобилизировать такие ресурсы для централизированного финансирования медицинской помощи.
Сколько ж не хватает, чтоб все заработало как планировалось?В этом году НСЗУ запланировало 113 млрд грн (58% от минимальной потребности), в государственном бюджете – 89 млрд грн (46% от минимальной потребности), реально профинансированно значительно меньше, около трети.
Не искушенный читатель может возразить, мол хоть на треть, но благоденствие.
К сожалению, оно так не работает.
Вы не можете закрыть табель оснащения на треть, оплатить комуналку на треть, профинансировать штатное расписание на треть, сделать санобработку на треть, пролечить третью необходимых медикаментов и т.д.
И да, с таким огромным дефицитом эффективно проконтролировать расходы просто невозможно.
Из-за такого положения вещей закрываются либо становятся совершенно нефункциональными уже не десятки, а сотни клиник.
Сколько ж может продолжаться это наперстничество? Столько же, сколько будет существовать лицемерие.
Каждый раз, когда вы поддерживаете тезис, что деньги есть, но их где-то там воруют плохие парни, каждый раз вы закрыаете глаза на то, что не существует реально работающего механизма финансирования необходимой потребности.
У честных же людей есть всего 2 варианта действий:
1. Отказаться от всеобщего покрытия и при имеющейся трети необходимой суммы пролечить лишь треть пациентов, но как положено. Проблема лишь в том, что при централизации системы здравоохранения подобное решение ограничивает доступ к ресурсам здравоохранения даже тем, кто хочет полечиться за свои.
2. Собирать больше денег другими способами и отказаться от финансового механизма, который не работает. На мой взгляд, хватит играть в наперстки.
Закон о фингарантиях должен быть отменен, НСЗУ должен быть ликвидирован.
Вместо этого мы должны пойти по алгоритму реформ Восточной Германии 1993 года.
Кстати, этот же алгоритм прекрасно сработал и в Чехии. Децентрализация, так децентрализация.
Коломієць Ганна
Випускниця Інституту журналістики КНУ ім. Т.Шевченка. До 2022 року працювала редакторкою стрічки новин в міжнародному інформаційному агентстві. Спеціалізується на висвітленні подій суспільно-політичної тематики, а також новинах міжнародної політики. В команді Svoboda.ua з січня 2023 року.