Игорь Гольфман: восхвалять мудрецов, гениев и праведников своего народа, замалчивая при этом его негодяев, подлецов и палачей, – моральная трусость

Игорь Гольфман

Сегодня, в День памяти жертв Холокоста, пишу то, что уже писал и ещё много раз напишу.
Сами понятия коллективной вины и коллективной ответственности, если вдуматься, в моральном смысле внутренне противоречивы.
На высшем суде, суде Господнем, каждый ответит за себя, а не за народ, к которому принадлежал.
И коллективная ответственность нации тоже возникает как сумма ответственностей индивидуальных, что четко сформулировано польским интеллектуалом, одним из создателей “Солидарности” Адамом Михником: “Национальное достоинство означает не только право гордиться своим народом, но и обязанность делить позор своего народа.
Одно с другим нераздельно связано. Если какой-нибудь человек – немец – гордится творениями Гете, Гейне и Томаса Манна, хотя не он их написал, то он должен испытывать чувство вины за преступления Гитлера, Гиммлера и Геббельса, хотя он лично в них не участвовал.
В этом и состоит принцип ответственности”.
Формула эта универсальна: она подходит и для русских, и для евреев, для поляков и для украинцев, и т.д.
По ней, каждый человек может сам выбирать, считает он себя частицей своего народа или – поверх наций и этнических групп, – всего человечества, отвечает он и за соплеменников или исключительно за самого себя. И неясно, какая позиция правильнее. Ясно лишь, что восхвалять мудрецов, гениев и праведников своего народа, замалчивая при этом его негодяев, подлецов и палачей, – моральная трусость.