Среда, 29 октября, 2025
Горячие новости

Заступник голови Державного агентства відновлення України Сергій Сверба купує квартири та віддає борги в кріптовалюті

ДБР оголосило підозру у розтраті майже 5 млн грн генеральному директору «Нижньодністровської ГЕС»

Чому українська ковбаса дорожча за італійську і як «відкатні» схеми «УкрХімТеху» нищать бізнес

Коли «фармацевтика» дорожча за совість

ЄС найближчим часом зосередиться на поставках зброї Україні

Наступні кілька тижнів визначатимуть, чи буде Україна надалі існувати – The Washington Post

Аферисти, що розповсюджують німецькі антиалергенні препарати, наживаються на бійцях ЗС

У декларації начальника управління міграційного контролю, протидії нелегальній міграції та реадмісії ДМС в Одеській області Андрія Морару виявлено ознаки незаконного збагачення.

НАБУ перевірить міністра Коваля через квартиру його тещі вартістю майже 18 мільйонів гривень

Хто допоміг втекти головному фігуранту справи про розкрадання грошей у Фонді держмайна Андрію Гмиріну?

Новости
10.08.2020

Украинцы за Лукашенко? Выборы в Беларуси – вопрос национальной безопасности для соседей

Хотят ли украинцы перемен в соседней Беларуси и желают ли они успеха тем, кто выходит на улицы Минска и других белорусских городов? На первый взгляд, на этот вопрос можно было бы дать исключительно однозначный ответ. Как же иначе могут чувствовать люди, которые сами не единожды выходили на майданы, протестуя против авторитарных пророссийских правителей? Чем Александр Лукашенко отличается от «крестного отца» украинской олигархии Леонида Кучмы или от главы донецкого клана Виктора Януковича?

Но не все так просто. Во-первых, на майданы выходили вовсе не все украинцы. Иначе как бы Кучма, Янукович, а затем и бывший телевизионный комик Владимир Зеленский побеждали на президентских выборах?

Социология напоминает, что Лукашенко на протяжении десятилетий оставался самым популярным иностранным политиком в Украине. Популярнее даже российских президентов и уж, конечно, украинских.

Украинский избиратель Зеленского — это белорусский избиратель Лукашенко
Проще говоря, «до Зеленского» Лукашенко с легкостью выигрывал бы украинские президентские выборы. И Зеленский подражает соседу из Беларуси вовсе не случайно, а опираясь на социологические данные. Для электората Антимайдана, который в 2019 году стал электоратом Зеленского и партии «Слуга народа», Лукашенко — почти идеал: порядок, на улицах чисто, власть никогда не меняется, с Россией дружат, на русском языке разговаривают, зарплаты и пенсии платят, предприятия работают, а что на них производят и откуда деньги берутся — так какая разница? Да еще и олигархов нет, и президент очень честный.

По большому счету, украинский избиратель Зеленского — это и есть белорусский избиратель Лукашенко образца 1994 года. Да и за Кучму в 1994 году украинский избиратель голосовал потому же, почему белорусский — за Лукашенко. Просто из Украины ну никак невозможно сделать Беларусь, денег таких нет. Но надежда есть, за нее платить не нужно.

Тогда, возможно, переменам в Беларуси сочувствует украинский патриот? Тот, который выходил на Майдан, был там рядом с белорусскими друзьями? Но украинские патриоты опасаются, что на смену Лукашенко может прийти куда более зависимый от Москвы правитель. Лукашенко всегда играл роль «миротворца» и посредника во взаимоотношениях между Киевом и Москвой. Даже тогда, когда у власти в Украине были президенты, далекие от его представлений о «правильном» развитии соседней страны.

Чей Крым?
Виктор Ющенко пытался стать «адвокатом» Беларуси в Европе — и встречался с Лукашенко уже после первого украинского Майдана. Лукашенко был первым иностранным президентом, который встретился после второго Майдана с исполняющим обязанности президента Украины Александром Турчиновым. И это тогда, когда Кремль не признавал полномочий тогдашнего спикера украинского парламента. Петр Порошенко жаловался «Саше» на Путина прямо на телекамеры во время переговоров в Минске. Ну а Владимиру Зеленскому Лукашенко вообще обещал выдать задержанных в Беларуси «вагнеровцев».

Что же будет, если в результате краха режима Лукашенко к власти в Минске придет человек, который окажется не способен к игре с Кремлем? Осторожная реакция Светланы Тихановской на вопрос о том, чей же Крым («Юридически Крым украинский, а фактически — российский», – сказала она в эфире Еврорадио), и заявления о Крыме, которые успел сделать в Киеве Валерий Цепкало («в каком-то смысле это позиция нейтралитета»), только убедили патриотическую часть общества в обоснованности таких опасений. Чего точно не хотят в Киеве, так это появления у границ страны «Белорусского федерального округа» и превращения президента соседней страны в путинского губернатора. Потому что это уже не вопрос сочувствия демократическим процессам в Беларуси, а вопрос национальной безопасности.

Очевидно, что в интересах украинских государственников (пусть сегодня они и не являются большинством даже в своей собственной стране) — Беларусь, которая движется в сторону Европы, к интеграции с ЕС и НАТО, а не в сторону поглощения Россией. Но вопрос о том, хотят ли такой Беларуси сами ее жители и способны ли они добиться изменения политического курса своей страны, остается открытым даже за день до президентских выборов.

Виталий Портников.



Коломієць Ганна

Випускниця Інституту журналістики КНУ ім. Т.Шевченка. До 2022 року працювала редакторкою стрічки новин в міжнародному інформаційному агентстві. Спеціалізується на висвітленні подій суспільно-політичної тематики, а також новинах міжнародної політики. В команді Svoboda.ua з січня 2023 року.