Астрономы засекли первые радиосигналы от экзопланеты

Их посылают не инопланетяне, а магнитосфера.В огромном пространстве Вселенной даже самые слабые сигналы могут много рассказать об иных мирах.

Если небольшие колебания яркости звезды намекают нам на наличие планеты, то слабый пульс радиосигналов говорит о вероятном наличии магнитного поля.

Знания о магнитном поле дают нам возможность предсказать внутреннее строение планеты, особенности ее атмосферы и ее обитаемость.

Когда звездный ветер сталкивается с магнитным полем планеты, его скорость меняется, и эти изменения проявляются перепадами радиоизлучения. Этот “щебет” астрономы уже научились слышать и от нашей планеты, и от других планет Солнечной системы.

Несколько лет назад специально для этой задачи команда ученых разработала программу BOREALIS. Ее протестировали на Юпитере, а затем вычислили, как сигналы Юпитера выглядели бы, если бы планета была гораздо дальше от нас.

Ранее в этом году ученые засекли потенциальную радиоактивность между звездой GJ 1151 и вероятной планетой, но те наблюдения еще нужно подтвердить

.А пока команда решила протестировать метод с помощью радиотелескопа LOFAR (Нидерланды). В качестве объектов изучения были выбраны три системы с подтвержденным наличием экзопланет: Коперник (55 Cancri), Ипсилон Андромеды (Upsilon Andromedae) и Тау Волопаса (Tau Boötis).

Только у системы Тау Волопаса, расположенной в 51 световых годах от нас, ученые засекли радиосигналы, которые совпали с теми сигналами от Юпитера.В системе Тау Волопаса есть горячий юпитер, открытый еще в 1996 году.

Если измерения подтвердятся, это будет означать, что у той планеты есть магнитное поле и его индукция у поверхности находится в промежутке от 5 до 11 гауссов. Для сравнения — у Юпитера от 4 до 13 гауссов.

Конечно, полученные данные еще предстоит подтвердить с помощью более мощных телескопов. На данный момент нельзя исключать, что источником “щебета” радиоизлучения могут быть вспышки на звезде.

Если данные подтвердятся, это откроет новую сферу исследований далеких миров.Научная статья была опубликована в Astronomy & Astrophysics.