Суббота, 20 апреля, 2024
Здоровье
23.02.2021

Медики объяснили, что делать родителям гиперактивного ребенка

На детское развитие благотворно влияет игра с активным взаимодействием.В последний месяц часто на прием приходят родители с детьми, о которых рассказывают, что они перестали спать, стали значительно активнее, возбужденнее, их невозможно унять, уложить спать и весь дом вверх дном!«Сопоставив все с погодой (морозы, снег, просто темно и холодно) я выяснила, что многие дети действительно стали меньше двигаться: ездить на тренировки долго и карантин, на улице холод, родители устали и вообще можно ноги отморозить и заболеть! А активности и энергии у ребенка много, как и раньше, когда они бегали вокруг дома, гуляли не по одному часу в день», — рассказала врач-остеопат Елена Усатова.

В данном случае речь и об обычных детях, и особенно о тех, о ком можно точно сказать, что он гиперактивный ребенок.

Известно, что опыт игры-возни подавляет у крыс импульсивную агрессию. Также известно, что если крысы лишены активности, у них наблюдается нарушение развития префронтальной коры, они демонстрируют поведение сходное с СДВГ, который у людей лечится риталином и другими препаратами, влияющими на нейромедиаторы и передачу импульсов в ЦНС.

На детское развитие благотворно влияет игра с активным взаимодействием, считает Усатова. Контакт, прикосновение, необходимость ловить баланс, иногда падать, цепляться за другого, бороться — все это важно и для психического и для физического развития, а также для развития речи.

Влияние игровой активности невозможно переоценить.Существует наглядное изображение этапов развития нервной системы — пирамида Вильямса. Так вот, если мы посмотрим на нее, познавательные способности, речь — находятся на самой ее верхушке. И без достаточно развитого фундамента (моторное развитие, координация, баланс, ощущение тела и т.д.) не будет полноценных когнитивных способностей человека (речь, познание, академическое обучение).Вся наша жизнь — это череда игр. Для взрослых в каждой игре свои правила, и если кто-то их не соблюдает, мы предпочитаем уйти из такого контакта. Так что даже если мы конкурируем, мы играем по общим правилам.

Дети обожают игры и с нетерпением их ждут! Когда папа подбрасывает и ловит ребенка, он пугается, и потом радуется, учится доверять своему телу. Ребенок учится управлять своим телом, когда изгибается, борется, таскает кого-то за волосы, бьет и выползает из-под завала подушек. Он на глубинном уровне усваивает, что может причинить боль другому, а что не может. Задача взрослого подвести ребенка к пониманию дозволенного, что бы он ощутил разницу, когда уже и вправду больно, а когда это — все еще игра. Взрослый провоцирует и подводит ребенка к границам его возможностей, но не позволяет ему сильно травмироваться. Задача взрослого — сопровождать ребенка в этом балансировании на грани страха, любопытства, исследования и радости».

Такая игровая практика позволяет лучше почувствовать свое тело и лучше управлять им. Это и танец, и рукопашный бой и телесные объятия одновременно. Ребенок учится двигаться, вырабатывает легкость и точность и грациозность в движениях, что характерно для людей, которые живут в гармонии с собой.

Детям с СДВГ часто назначают препараты, «помогающие» справиться с гиперактивностью (причем мальчикам гораздо чаще, чем девочкам). И очень часто при этом упускают из вида то, что ребенку банально мало активности. Их естественная тяга к беспокойным играм оказывается неудобна семье, конкретному сообществу, а потом и школе, где надо быть спокойным, сидеть и молчать. Они становятся гиперактивными. Но вместо того, что бы позволить им выпустить эту энергию, дать им набегаться до упаду, взрослые пичкают их лекарствами. Часто это допаминергические препараты, которые подавляют игровую деятельность. Хуже не придумать!Зачем это делать? Есть только одно объяснение — так проще, спокойнее взрослым, так дети требуют меньше внимания к себе, когда молча и неподвижно сидят на месте. А игра, подвижность нарушают дисциплину, тишину и нормы приличия.

«Только тогда возникает вопрос — мы действительно хотим вырастить послушных рабов и исполнителей, не ощущающих свое тело? Я преувеличиваю, хотя в некоторых случаях это может оказаться действительно так. Как часто мы видим несчастных офисных сотрудников, которые не владеют телом? Они не умеют вовремя распознать даже сигналы дискомфорта и обращаются за помощью, когда уже многое не изменить: сгорбленная шея, грыжи в пояснице, неработающий кишечник, перепады давления. Он привык выполнять задания, действовать в рамках простых указаний, не проявляя креативности. А потом в 50 или 60 лет настигает ощущение полного провала своей жизни, инсульт и инфаркт, потому что телу никто никогда не давал голоса и свободы. Ну, это я уже далеко зашла, возможно, не все так мрачно», — считает Елена Усатова.

К слову, когда взрослый играет с ребенком, он тоже улучшает свой пространственно-кинестетический интеллект, и происходит модификация лобной коры. Не обязательно даже ребенка куда-то водить — просто играть с ним в борьбу и валяние дома — это еще и весело! Играйте с детьми и давайте им волю, играйте с другими взрослыми — не сидите спокойно!

https://osteopat.ua/

Пирамида Вильямса



Мірошник В’ячеслав

Закінчив Київський національий університет культури і мистецтв. У журналістиці - з 2018 року. Працював спортивним оглядачем та займався публіцистикою. У послужному списку також робота на радіо і в друкованому журналі. Зі Svoboda.ua з 2020-го року.