Четверг, 28 марта, 2024
25.02.2021

Ученые нашли доказательство большого эволюционного скачка между древними гоминидами

Ученые давно признали тесную эволюционную связь между людьми, шимпанзе и гориллами на основе их общей анатомии, подняв ряд серьезных вопросов: как люди связаны с другими приматами и как именно перемещался первый человек? Некоторые ответы дадут исследования профессора Техасского университета Эй-энд-эм (Texas A&M University).

Томас Коди Пранг, доцент кафедры антропологии, и его коллеги исследовали скелетные останки гоминида Арди (Ardipithecus ramidus, ардипитека) возрастом 4,4 млн лет, найденные в Эфиопии. Одна из рук Арди сохранилась исключительно хорошо.

Исследователи сравнили форму руки Арди с сотнями других образцов рук, представляющих недавних людей, человекообразных обезьян и «сухоносых» приматов, чтобы сравнить тип локомоторного поведения, использовавшийся у самых ранних гомининов (ископаемых родственников человека).

Результаты исследования, опубликованные в журнале Science Advances, дают ключ к разгадке того, как первые люди начали ходить прямо и совершать движения, аналогичные тем, которые привычны для нас сегодня.

«Форма костей отражает адаптацию к определенным привычкам или образу жизни — например, передвижению приматов. Установив связи между формой костей и поведением живых форм, мы можем сделать выводы о поведении таких вымерших видов, как ардиптеки», — объясняет автор исследования Томас Коди Пранг.

Кроме того, ученые нашли доказательства большого эволюционного «скачка» между рукой Арди и руками всех более поздних гомининов, в том числе вида Люси (австралопитек). Этот «скачок» произошел в критический момент, когда гоминины эволюционировали, адаптируясь к более человечной форме вертикальной ходьбы. Изучение скелета дало ученым самые ранние свидетельства изготовления каменных орудий гомининов и их использования.

Тот факт, что Арди представляет собой более раннюю фазу эволюционной истории человека, важен, потому что он потенциально проливает свет на вид предков, от которых произошли люди и шимпанзе.

Новое исследование поддерживает классическую идею, впервые предложенную Чарльзом Дарвином в 1871 году, когда у него не было окаменелостей или понимания генетики, что использование рук и верхних конечностей для манипуляций появилось у ранних родственников человека в связи с прямой ходьбой. Ученые предполагают, что, вероятно, эволюция человеческих рук и ног была взаимосвязана у древних людей.

Большие изменения в анатомии руки Арди и всех более поздних гомининов произошли примерно в период между 4,4 и 3,3 млн лет назад. Это  совпадает с самым ранним свидетельством потери хватательного большого пальца ноги в эволюции человека.

Кроме всего прочего, исследование в целом, подтверждает теорию Дарвина о происхождении человека от обезьян.

Мірошник В’ячеслав

Закінчив Київський національий університет культури і мистецтв. У журналістиці - з 2018 року. Працював спортивним оглядачем та займався публіцистикою. У послужному списку також робота на радіо і в друкованому журналі. Зі Svoboda.ua з 2020-го року.