Четверг, 28 марта, 2024
Covid-19
07.04.2021

Евгений Найштетик: что общего между Фейсбуком и антителами?

Евгений Найштетик

Социальные медиа стали важным инструментом общественной организации благодаря силе слабых связей. Тысячи и тысячи совершенно незнакомых людей, которых никогда ничего не связывало могут быть эффективнее, к примеру, в поиске работы или в организации Майдана, чем родные и близкие люди.

Антитела тоже бывают очень разные, у них разные функции, разный срок службы, и в нормальной жизни они не тусят вместе. Когда же возникает нашествие вирусов, буквально за одну неделю антитела формируют массивный фронт. Некоторым удается зацепиться за вирус. 

Цепляются они за разные места (эпитопы). Если антителу повезло надежно присоединиться к вирусу в том месте, которым вирус цепляется за клетку, то вирус становится нестрашен, размножение вирусов (репликация) прерывается. Такие антитела называются нейтрализующими.

Но, есть и другие, которые цепляются за вирус в других местах. Такие антитела не могут прервать репликацию, а лишь вызывают на себя огонь иммунокомпетентных клеток (фагоцитов). Если промаркированный антителом вирус не успел зацепиться за клетку, фагоциты сжирают и маркированный вирус, и антитело. В таком случае силы могут быть неравными, так как фагоцитов значительно меньше. На одну иммунокомпетентную клетку может приходиться по 10 копий вируса. А ведь клетки заняты не только вирусами, но и другими патогенами, а так же подчищают биологический мусор (мертвые клетки). 

К тому же, клетки значительно менее маневреннее вирусов. Когда фагоцит добредает до вируса, это выглядит как если б «Мрия» приземлилась на кошку. Когда изначального иммунного ответа не хватает, организм начинает производить большее количество антител.Слабая аффинность (о которой вы узнали из предыдущего поста) компенсируется очень большим количеством.

Антитела буквально закидывают вирусы шапками.Пока происходит эта хаотичная битва, организм по-тихоньку учится создавать нейтрализующие антитела.Если количества (титры) таких антител достаточно высоки, есть вероятность того, что специально обученные лимфоциты, которые занимаются производством «самонаводящихся» антител (В-клетки памяти) в следующий раз отреагируют бóльшими титрами нейтрализующих антител и не допустят болезни.Но как правило, нашей иммунной системе с первого раза не доходит. 

Поэтому, когда делают вакцинацию, как правило, нужно несколько доз, чтоб натренировать В-клетки оперативно реагировать на нужные угрозы.Когда мы оцениваем качество иммунитета, обычно оцениваются титры нейтрализующих антител, а так же титры при повторной провокации. Если по прошествию 6 месяцев после повторной провокации, титры стали значительно больше, чем в первый раз, обычно делается вывод о том, что иммунная память работает. 

Если подобный эффект демонстрируется через 5 лет, обычно делается вывод о том, что у человека «пожизненный» иммунитет.Конечно, он не по-настоящему пожизненный, а лишь на тот период, что живут В-клетки, т.е. 20-30 лет.Тем не менее, это значительно дольше, чем рассчитывать на срок жизни антител. Просто для сравнения, полувывод (геймерам будет больше знаком англоязычный термин half-life) иммуноглобулинов M составляет всего 5-6 дней, иммуноглобулинов G – 21 день.

Титры могут оставаться еще около года, но это означает, что, скорее всего, В-клетки производят антитела по инерции. Тем не менее, их титры все равно падают до неопределяемого уровня. Стратегия выработки качественной иммуной реакции заключается в том, чтоб научить В-клетки правильно и быстро реагировать.Правильность реакции определяется по количеству выработанных нейтрализующих антител, а не всех подряд.Только так можно рассчитывать на то, что человек не заболеет.

В противном же случае обычно врачи говорят «даже если вы заболеете, болезнь будет протекать значительно легче». Однако вы будете болеть и быть заразными.

Для общего развития на видео фагоцит жрет бактерии золотистого стафилококка, который по размеру в 100 раз больше ковида:



Мірошник В’ячеслав

Закінчив Київський національий університет культури і мистецтв. У журналістиці - з 2018 року. Працював спортивним оглядачем та займався публіцистикою. У послужному списку також робота на радіо і в друкованому журналі. Зі Svoboda.ua з 2020-го року.

Теги: Covid-19 блоги