Вторник, 16 апреля, 2024
23.04.2021

Марсоход NASA добыл кислород

Марсоход Perseverance впервые в истории получил кислород из атмосферы Марса, которая на 96% состоит из углекислого газа. Но говорить о вступлении человека на поверхность Красной планеты пока не приходится. Все-таки эксперимент Perseverance — один из многих.

Кислород на Марсе

Сотрудники NASA впервые получили кислород из атмосферы Марса с помощью экспериментального аппарата MOXIE. Система начала вырабатывать кислород после двух часов подготовки со скоростью шесть граммов в час. В ходе первого эксперимента специалисты NASA получили 5,4 грамма кислорода. Этого количества хватило бы, чтобы человек дышал в течение 10 минут.

На максимальной мощности MOXIE может вырабатывать до 10 граммов кислорода в час. Заместитель главы директората NASA Джим Рейтер назвал эксперимент важным первым шагом в переработке углекислого газа в кислород на Марсе. Ведь он нужен не только для дыхания, но и для ракетного топлива. Когда-нибудь, по словам Рейтера, исследователям понадобится топливо на Марсе, чтобы вернуться домой.

Один из экспериментов

Заведующий отделом исследования Солнечной системы Института астрономии РАН Валерий Шематович в разговоре с «360» объяснил, что это был просто эксперимент. Специалисты проверили, насколько хорошо работает этот механизм для преобразования кислорода, ведь есть еще другой — радиолиз. Это разрушение водяного льда, которое приводит к образованию молекул водорода и кислорода. Предполагается, что этот способ тоже может быть эффективным.

Когда есть атмосфера, СО2 за счет фотосинтеза превращается в кислород. За счет жизни, по большому счету. На Марсе мы ничего не знаем о жизни, и кажется, что на поверхности живых организмов нет, поэтому изучаются такие технологические способы переработки СО2 — Валерий Шематович.

Другими словами, сказать, что это невероятный прорыв, было бы слишком громко. Люди пока не знают, насколько этот механизм технологически окупаем и сколько энергии потребовалось, чтобы провести химическое преобразование.

Настоящие цели

Такие исследования направлены на другое важное открытие — выяснить, какие источники на Марсе вырабатывают молекулярный кислород, который обнаружил проект Роскосмоса и Европейского космического агентства «ЭкзоМарс». Конкретное местоположение источника пока найти не удалось, так как все они разбросаны по планете.

«Натуральные процессы преобразования углекислого газа в кислород где-то существуют на Марсе, но надо изучить, представить и посмотреть, насколько они могут быть включены в какие-то цепочки», — сказал Шематович.

По словам собеседника «360», несмотря на первый в истории эксперимент по преобразованию СО2 в кислород, говорить о скорой колонизации Марса не приходится. Все-таки в этом процессе есть другая проблема — долететь.

«Рано говорить [что человек готов вступить на Марс]. Основная проблема — долететь. Там сложная радиационная среда во время перелета, посадка — непростое дело», — заключил Шематович.

Perseverance запустили на Марс в июле 2020 года на ракете Atlas V. Цель миссии заключалась в поисках следов жизни в кратере Езеро, сборе образцов горных пород и отложений, а также в изучении климата планеты.

В конце февраля марсоход приземлился на поверхность Красной планеты, а в начале марта провел свой первый после посадки тест-драйв. На днях Perseverance поднялся в марсианское небо и провел там 20 секунд. Это короткий полет, который в условиях атмосферы планеты дался непросто. Но чего не сделаешь ради аэрофотосъемки планеты.

Коломієць Ганна

Випускниця Інституту журналістики КНУ ім. Т.Шевченка. До 2022 року працювала редакторкою стрічки новин в міжнародному інформаційному агентстві. Спеціалізується на висвітленні подій суспільно-політичної тематики, а також новинах міжнародної політики. В команді Svoboda.ua з січня 2023 року.