Евгений Найштетик: все дискуссии по поводу государственного строя и общественного управления сейчас имеют признаки религиозности с неизменным желанием обратить в свою веру
Евгений Найштетик
Живя в Европе мы привыкли к тому, что верховенство права (закона) является ценностью, ради которой стоит жить и жертвовать всем на свете.
По крайней мере, мы привыкли так об этом говорить.
При этом, мы давно перестали вспоминать о том, что главными источниками права являются религия и практика правоприменения. В послевоенном мире начали появляться не менее значимые источники права как международные договора, которые в свою очередь основывались на пережитом ужасе и страхе возможной Третьей Мировой.
На текущий момент многие правозащитные организации с религиозным догматизмом интерпретируют свои права, позабыв об их источниках и создавая какой-то новый набор правил, о котором никто никогда не договаривался.
С этим, на мой взгляд, связаны основные противоречия между прогрессивистами и консерваторами.
Нет никаких объективных расчетов по поводу того, какие взгляды лучше для той или иной популяции. К примеру, вы никогда не найдете исследования по поводу того, что лучше для популяции +10% трудоустроенных женщин или +15% рожденных детей.
Все дискуссии по поводу государственного строя и общественного управления сейчас имеют признаки религиозности с неизменным желанием обратить в свою веру.
Будучи агностиком, либералом и приверженцем к демократии, я осознаю, что подавляющее большинство моих стереотипов были сформированы на веру.
Мы с религиозной убежденностью совершаем ритуалы даже когда занимаемся наукой.
К примеру, ни одно научное открытие сейчас не может произойти без IMRAD-подобных статей.
Как у Ньютона выходило? Вообще непонятно.
Я признаю, что другие системы координат, другие наборы стереотипов имеют право на жизнь, сформировавшись в другом контексте. И они так же могут быть результативными.
Откат от демократии к феодальной теократии в Афганистане — это не поражение, а холодный душ для многих, кто считал, что их взгляды — конкурентное преимущество.
Я откопал старую лекцию Роберта Сапольски по поводу биологии религиозности.https://youtu.be/7l1NhZ4EbEE
Если вы попробуете после нее связать государственное устройство, право, религию и биологию, то негодование пройдет.
Должно пройти.
Но придется, конечно, потратить полтора часа.
Сорока Аліна
Закінчила факультет журналістики Львівського державного університету імені Івана Франка. Почала працювати в газетах на Прикарпатті, потім - у Львові. Згодом доєдналась до команди Svoboda.ua.
