Вторник, 07 декабря, 2021
24.11.2021

Астрономы нашли белый карлик с рекордной скоростью вращения

Средних размеров звезды заканчивают свою эволюцию, становясь белыми карликами, — то же произойдет с Солнцем примерно через пять миллиардов лет. Это сравнительно холодные и тусклые звезды, небольшие, но плотные, способные существовать исключительно долго. Но белый карлик LAMOST J024048.51+195226.9 (сокращенно — J0240) выделяется на общем фоне. Наблюдения показывают, что он вращается, делая полный оборот всего за 24,93 секунды и превращаясь в необычный «магнитный пропеллер». Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Monthly Notice of the Royal Astronomical Society: Letters.

Команда астрономов во главе с Ингрид Пелисоли (Ingrid Pelisoli) из британского Уорикского университета использовала инструмент HiPERCAM, установленный на 10,4-метровом Большом Канарском телескопе. Это позволило рассмотреть двойную катаклизмическую переменную J0240, расположенную примерно в 2000 световых лет, в созвездии Овен. Такие системы включают белый карлик и звезду-партнера, от которой тот перетягивает вещество, набирая массу и вспыхивая каждый раз, когда ее наберется достаточно, чтобы ненадолго запустить интенсивные термоядерные реакции. В итоге они взрываются сверхновыми типа Ia.

В катастрофическую двойную J0240 входит белый карлик размерами с Землю, но в пару сотен тысяч раз тяжелее нее, а также красный карлик, намного более крупный и не такой плотный. Белый карлик активно перетягивает вещество от рыхлой соседки, и, возможно, именно этот поток придал ему огромную скорость вращения — примерно на 20 процентов больше, чем у прошлого рекордсмена. Именно из-за этого вращения у белого карлика J0240 могло появиться мощное магнитное поле, которое стало отклонять большую часть потока.

В результате лишь часть плазмы достигает его поверхности в районах полюсов, где появляются яркие термоядерные пятна. Благодаря вращению они то возникают, то исчезают из видимости, и белый карлик пульсирует, что и позволило астрономам измерить скорость этого движения. «Она так велика, что белому карлику пришлось набрать дополнительную массу, чтобы не быть разорванным на части», — добавляют ученые. В то же время большая часть потока плазмы выбрасывается магнитным полем карлика прочь, словно под действием огромного «магнитного пропеллера», двигаясь на скорости до 3000 километров в секунду.