Очереди на заправки: как пережить бензиновую перезагрузку и выйти из зависимости

После начала полномасштабного вторжения рф на территорию Украины, в стране наконец отказались от беларусского и российского бензина. Решение, которое стояло принимать еще лет 30 назад, наконец реализовано. Лукашенко, действия которого привели к массовой гибели людей в Киевской области, зверствам в Буче, оккупации Черниговской и Сумской областей, а также разрушениям домов по всей территории Украины российскими ракетами, заслуживает более жесткого наказания. Но, по крайней мере, от бензина отказались. На протяжении многих лет лукашенко пытался строить из себя бензинового магната, как путин газового. И угрожал, что без бензина из беларуси украинцам крышка, потому он еще и шантажировать может. Но не тут то было. Сегодня украинские автомобилисты ждут бензин из ЕС, уже катаются на доставленном из США, и обсуждают возможность улучшить качество горючего. Когда заправки страны будут обеспечены необходимым – все по порядку.
ОТКАЗ ОТ ЛУКАШЕНКО С ЕГО БЕНЗИНОМ
Согласно данным директора консалдинговой компании «А-95» Сергея Куюна, внутреннее потребление бензина обеспечивалось преимущественно импортом дизеля, бензина и сжиженного газа из беларуси и россии на уровне более 70% рынка и морем – 10%. Владея таким процентом рынка бензина в Украине, лукашенко начал разводить свою патетику за несколько дней до начала войны. Мол, всемогущ, расскажу, как жить.
«Если вы (Украина) столкнетесь с россией, мы будем не с вами, мы отрежем всякие поставки не только горюче-смазочные материалы вместе с Россией. И электричество», – опубликовало DW заявление лукашенко в интервью российскому пропагандисту Владимиру Соловьеву 10 февраля.
Не напомнил лукашенко, что отказавшись от поставок от северного соседа, Украина оставит на складах 70% беларусского бензина, который кроме как самому лукашенко, никому теперь не нужен.
Мозырский НПЗ в беларуси был практически полностью сориентирован на продажи в Украину, Новополоцкий НПЗ (Нафтан) ранее работал на рынок Европы, но в 2022 году переориентировался на Украину.
«Это случилось после наложения на беларусскую нефтепромышленность европейских санкций. Если беларусы закроют для себя украинский рынок, то я не знаю, куда они будут продавать свое горючее. В россию? Но там своего достаточно», – рассказал Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании «Нефтерынок». Касаемо российского рынка – к сожалению, отказ только лишь Украины от поставок на экономику оккупанта не повлияет. Рф перерабатывает 280 млн тонн дизтоплива в год, Украина ранее покупала 2 млн тонн.
В 2021 году по данным компании «Нефтерынок» Украина потребила 8 тонн горючего. Из них около 3 тонн – произвела в стране, 3 тонны – ввезли из беларуси и 2 тонны – из россии.
ПОСЛЕДСТВИЯ РАКЕТНЫХ УДАРОВ РФ ПО НЕФТЕБАЗАМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ
В марте-мае российские оккупаны целенаправлено целились по нефтебазам и предприятиям в Украине. Цель понятна – горючее необходимо для обеспечения нужд граждан, начинается сезон работ в аграрном секторе, а также необходимо горючее для армии. Как с территории беларуси, так и с оккупированного Крыма и территории Каспийского моря российские войска бросали ракеты по разным регионам Украины. Так «бизнес-партнеры» с севера и востока «благодарили» за доходы в свои бюджеты, которые получали на протяжении десятков лет от продажи бензина в Украину.
2 апреля вражеские ракеты бросили на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. После чего предприятие было вынуждено прекратить работу. Ракетный обстрел по заводу был также 12 мая.
В конце марта было повреждено ракетными ударами нефтебазы в Львовской, Волынской, Ровенской, Полтавской, Днепропетровской, Одесской областям. Учитывая, что в Украине работает ПВО, можно утверждать, что попыток вредительства было больше. Но ВСУ сбивали ракеты врага.
В этой связи можно вспомнить опросы, которые проводили примерно год назад в соцсетях по поводу российской гречки: украинцев спрашивали, готовы ли они временно отказаться от каши, заменив ее овсянкой либо кукурузой, чтобы освободиться от зависимости и не покупать у рф. 99,9% процентов опрошенных отвечали, что пусть сами едят свою паршивую гречку, мы можем сэкономить и подождать, пока вырастет своя. Сегодня даже в очереди на бензиновые заправки, никто из водителей не готов поддержать закупки топлива в беларуси и рф: пусть сами едят свой паршивый бензин.
ПОСТАВКИ ИЗ ЕС И США ОБЕСПЕЧАТ РЫНОК
Сегодня на мировых рынках Украина как покупатель горючего – это надежный партнер на многие годы. Который готов покупать бензин не только на период войны для дополнительных потребностей, но долгосрочный потребитель, а какие-либо инвестиции сегодня являются вкладом в сотрудничество в долгосрочной перспективе. Для Украины изменение каналов снабжения является возможностью получать товар на конкурентных и максимально выгодных условиях.
Первыми на территорию страны пришли поставки топлива из США – 9 мая. Также Украина законтрактовала топливо из немецких, скандинавских и балтийских нефтеперерабатывающих заводов.
Ежемесячно Украина имеет потребность в таких объемах топлива:
100 тыс. тонн бензина;
250 тыс. тонн дизтоплива;
70 тыс. тонн сжиженного газа.
Министр экономики Юлия Свириденко анонсировала поставки из ЕС 253 тыс тонн дизеля и 72 тыс тонн бензина.
Искренним партнером в вопросе доставки топлива выступила польская сторона. В первые дни бензинового кризиса о поддержке заявил президент Польши Анджей Дуда. Сегодня уже есть договоренность об увеличении транзита топлива через Польшу с 60 до 250 тонн в месяц. Польша отменила получение разрешений на въезд для автоцистерн из Украины. Топливо на границе оформляется вне очереди.
В Офисе Президента уже пообещали, что в стране в ближайшее время будет создано стратегический запас топлива на несколько месяцев, который будет храниться таким образом, что разбомбить его и уничтожить не будет шансов.
«Нам приходится с нуля выстраивать инфраструктуру снабжения нефтепродуктов через наши западные границы, от наших западных партнеров», – рассказал Ростислав Шурма, заместитель руководителя ОП.
ОЧЕРЕДИ НА ЗАПРАВКИ ВРЕМЕННО
Для водителей, которые ежедневно накатывают сотни километров, ожидание топлива на заправках сегодня непростое занятие. О трудностях сообщают и люди, которые доставляют в Украину гуманитарные грузы. Решением для последних является возможность заправиться заграницей, но потом, на территории Украины, приходится экономить. Воздержаться от поездок и переходить на общественный транспорт пригласил жителей Киева мер Виталий Кличко. Водители, работающие на транспортных предприятиях получают бензин по талонам. Но и это проблему не решает – в разных регионах страны топлива либо нет вообще, либо очереди за ним выстраиваются на километры.
Водители уже начали делиться лайф-хаками, как пережить переходной период и найти топливо, если оно очень нужно.
— сохраните в закладки телефона сайты АЗС. Мониторя страницы можно увидеть объявления о наличии бензина
— не ленитесь читать соцсети и форумы – счастливые водители, которые нашли заправку с бензином, публикуют информацию о его наличии мгновенно
— добавьте на смартфон приложения компаний-поставщиков. Для своих клиентов многие увеличивают граничные объемы заправки бензином на несколько литров
— не покупайте бензин у спекулянтов. Помогая посредникам вы ограничиваете в доступе к бензину простых смертных водителей, которым сейчас 5-10 литров топлива очень нужны
— без надобности не выезжайте на автомобиле – договоритесь с соседями или родственниками, подвозите друг друга и соблюдайте спокойствие. Все будет. После перезагрузки.

Подготовил Павел Мирный
Наталя Півень
Випускниця факультету журналістики Львівського національного університету ім. І. Франка. Починала із роботи у регіональних ЗМІ. В команді Svoboda.ua з квітня 2022 року.