Четверг, 28 марта, 2024
Особое мнение
07.04.2019

НОВОЕ ЗВЕНО: ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ О СОЗДАНИИ «КОСМИЧЕСКОГО» МИНИСТЕРСТВА

Уже в самом ближайшем будущем правительство Шмыгаля пополнится новым министерством – оборонно-промышленной политики, которое в частности, будет заниматься не только ОПК, но и космическими разработками. Станет ли данная инициатива координирующим коммуникационным винтиком во властном механизме или же напротив – сыграет губительную роль дисбаланса в исполнительной системе власти, разбиралась Lenta.UA.

На сегодняшний день украинский Кабинет министров состоит из 15 профильных министерств. При этом, довольно длительное время три министерства – культуры и информационной политики, образования и науки, а также энергетики и защиты окружающей среды остаются фактически «обезглавленными». После отставки Кабинета Алексея Гончарука, вместо полноценных министров там руководят люди в статусе исполняющих обязанности. В ходе недавней пресс-конференции президент Владимир Зеленский посетовал: дескать, в стране существует острый кадровый голод и вот уже несколько месяцев к ряду, он не может найти подходящие фигуры на вышеперечисленные посты в Кабмине. Тут, кстати, следует отметить, что де-юре глава государства не имеет ни малейшего отношения к вышеназванным министерствам. Гарант подает на утверждение Верховной Рады кандидатов на руководство в двух министерствах – иностранных дел и обороны. Таким образом, публично подтверждая свою непосредственную причастность к формированию не подконтрольных ему по закону министерств, «Зе» наглядно демонстрирует обществу то, в какой искривленной системе властных координат живет страна.

Получив монополию на власть, Зе-команда экспериментировала с правительственной конструкцией, разбивая одно министерство на несколько, сочетая не сочетаемое. В качестве яркого примера тут может послужить упомянутое выше министерство энергетики и защиты окружающей среды. Очень соприкасающиеся сферы, не так ли? Тем не менее, последовательно двигаясь по пути проб и ошибок, власть подчас видоизменяет управленческий архитектурный дизайн. В четверг, 28 мая, к этому процессу подключился Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). В частности, секретарь Совбеза Алексей Данилов заявил, что в рамках заявленной ранее реформы оборонно-промышленного комплекса планируется создать профильное министерство и, более того, назначить «под него» отдельного вице-премьера. «Кардинальное изменение подходов к управлению ОПК должно решить прежде всего проблему недостаточного уровня координации субъектов военно-промышленной политики, в частности, отсутствия профильного координирующего органа, и ввести системный подход к развитию этой сферы», — заявляет секретарь СНБО Данилов.

Помимо формирования и обеспечения реализации общегосударственной военно-промышленной политики, будущее министерство будет решать вопросы организационно-правовой формы работы предприятий, входящих в состав стратегически важного для страны концерна «Укроборонпром».

«Предприятия ОПК сконцентрируются на обеспечении армии современным высокотехнологичным вооружением и техникой, что позволит эффективно реагировать на современные вызовы», — уверяет секретарь СНБО.

Нисколько не преуменьшая роль и вес других министерств, отметим, что оборонно-промышленная сфера, с учетом пребывания страны в состоянии непровозглашенной войны, априори относится к ключевым государственным приоритетам. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос о том, стоит ли тут и сейчас, без продуманной от «А» до «Я» тактики и стратегии, заниматься реформаторско-экспериментальной деятельностью в сверхважном оборонном секторе?

«Нам давно нужен орган, который координировал бы развитие оборонно-промышленного комплекса и военно-техническую политику. Будет ли это обычное министерство или министерство с профильным вице-премьером – это уже решение правительства, но не может быть такого в принципе, чтобы только более 150-ти предприятий, входящих в «Укроборонпром», плюс десятки частных структур этой отрасли, остались без заданий, без очерченных приоритетов и так далее. Тем более, что эта сфера требует долгосрочного планирования. Система вооружений, их изготовление – это то что необходимо закладывать в годовой бюджет», — отмечает в разговоре с Lenta.UA бывший министр обороны Анатолий Гриценко, который поддерживает создание нового министерства. Вместе с тем, по словам экс-главы Минобороны, крайне важно, чтобы посредством СНБО между будущим министерством и президентом, как верховным главнокомандующим, была четко скоординированная работа, поскольку от ее результатов зависит ни много, ни мало – обороноспособность многомиллионной страны.

Решение о создании министерства оборонно-промышленной политики – это очень и очень позитивный шаг, если за этим последует правильная, взвешенная, размеренная реализация поставленных задач, убежден нардеп Верховной Рады трех созывов, автор большинства законов Украины, регулирующих сферу нацбезопасности и обороны Георгий Манчуленко. В беседе с Lenta.UA он, как и Анатолий Гриценко, констатирует, что Украина опоздала с созданием подобного рода органа: «У нас до сих пор, к огромнейшему сожалению, нет надлежащей структуры, которая занималась бы всем оборонно-промышленным комплексом как на внутреннем, так и на внешнем рынке и опекалась бы укреплением оборонного потенциала государства именно с технической точки зрения. Очень хочется надеяться на то, что инициатива по созданию специального министерства по вопросам оборонно-промышленного комплекса будет реализована практически – с умом и без спешки».

Сергей Згурец, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения, комментируя Lenta.UA «министерско-оборонную» инициативу власти, подчеркивает: «На самом деле речь идет о реализации президентского указа, который предусматривал создание органа центральной исполнительной власти в системе управления оборонно-промышленного комплекса, которым может быть только министерство. Это крайне важно, поскольку у нас на протяжении длительного времени происходит разбалансирование в практической реализации ряда важных проектов. Поэтому, решение о создании профильного министерства, теоретически, на мой взгляд, правильное и назревшее. Однако вопрос состоит в том, каким образом удастся обеспечить профессиональный кадровый состав такого министерства. Это – с одной стороны. С другой, на данный момент неизвестно, каким образом новая властная структура повлияет на другие, уже запущенные процессы. Тем не менее, я являюсь сторонником идеи создания министерства по вопросам оборонно-промышленной политики. Главное, чтобы был четко выработан функционал, тогда это существенно упростит взаимодействие министерства обороны с «Укроборонпромом» и частными компаниями и мы, наконец, получим определенную управленческую вертикаль оборонно-промышленной сферой, которая является чрезвычайно важной в условиях постоянно существующей внешней военной угрозы».

Оценивая для Lenta.UA, вероятные результаты влияния на оборонно-промышленный комплекс страны нового узкопрофильного министерства, экс-замсекретаря СНБО Степан Гавриш отмечает следующее: «В нынешних условиях стратегию правительства должно определять три фактора: военно-политический, экономический и социальный. Поэтому, инициативу Данилова о создании министерства оборонно-промышленной политики считаю абсолютно правильной, хотя и запоздалой. С тем, чтобы формировать общенациональную политику в оборонном секторе действительно необходим государственный менеджер, высококлассный управленец. Эту функцию вполне могло бы выполнять руководство министерства промышленной политики, если бы Украина не находилась в состоянии сложной и затяжной войны». Будущее министерство оборонно-промышленной политики, по убеждению господина Гавриша, должно на самом высоком уровне играть роль централизированного органа, который будет не только создавать и структурировать систему заказов для армии, но и одновременно формировать стратегию развития все еще достаточно мощного оборонного комплекса страны. «Очень важно, кто именно будет руководить новым министерством. Главное, чтобы туда не пришли «любі друзі» с «95 квартала», не обладающие ни компетенцией, ни надлежащей моральной платформой для работы на должностях такого уровня и значимости», — говорит Степан Гавриш и подчеркивает, что новосозданному министерству следует предоставить право законодательной инициативы не через Кабмин, а напрямую. Это, по мнению бывшего заместителя секретаря СНБО позволило бы утвердить качественные правила перехода на новую систему управления в оборонной промышленности. Когда значительная часть государственных предприятий, являющихся на сегодня банкротами и по форме, и по содержанию, могли бы быть приватизированы и переданы в частные руки инвесторам, которые в соответствии с правительственной программой заказов, организовали бы  выпуск продукции. «Мы живем во времена гонки вооружений, которая давно вышла за рамки квалификации состязаний между ядерными державами. Поэтому, нам сегодня очень нужен генератор новых идей, планов и стратегий, сосредоточенный в специализированном и профессиональном вертикально интегрированном центре, которым как раз и может выступить министерство оборонно-промышленной политики», — заключает Степан Гавриш.

Сам по себе факт создания министерства оборонно-промышленного комплекса не вызывает категорического возражения или не восприятия, однако еще перед непосредственным началом его деятельности, должен быть выработан правильный порядок позиционирования, — говорит в комментарии Lenta.UA  директор Национального института стратегических исследований Юрий Рубан. «Прежде всего, наша власть, инициирующая создание министерства оборонно-промышленной политики должна еще на старте во всеуслышание заявить о том, что украинское государство пребывает в состоянии противодействия военной агрессии со стороны России. Это важно для понимания мировым сообществом необходимости надлежащего финансирования данного министерства, а также той части промышленности, которая обеспечивает силы и средства для наших вооруженных сил», — отмечает эксперт.

«На сегодняшний день во властной вертикали страны происходит какая-то непонятная чехарда: сегодня могут создать министерство, а уже завтра упразднить его. То есть, мы наблюдаем управленческий хаос во всей его «красе». И очень не хотелось бы, чтобы в омут этого управленческого хаоса был втянут военно-промышленный комплекс, потому что в таких условиях ни к чему хорошему это не приведет. Я, откровенно говоря, побаиваюсь этой власти, потому что у нее все как-то очень легко происходит: то объединяют министерства, то разъединяют, то создают, то упраздняют…», — резюмирует Юрий Рубан.

Концепция реформирования отечественного оборонно-промышленного комплекса, которую давеча в ходе закрытого совещания презентовал секретарь СНБО Олексей Данилов, является плодом общих наработок Совбеза и Офиса президента. С учетом того, что по словам господина Данилова, реформа ОПК должна стать самой масштабной за последние десять лет, хочется верить, что перед нажатием опции «Start», и на Банковой, и в СНБО просчитают даже самые малейшие риски, которые, в случае отсутствия четкого алгоритма их минимизации, в последствии могут вылиться в огромные проблемы для всей страны.    

Наталия Ромашова



Наталя Півень

Випускниця факультету журналістики Львівського національного університету ім. І. Франка. Починала із роботи у регіональних ЗМІ. В команді Svoboda.ua з квітня 2022 року.