Вторник, 23 апреля, 2024
блоги
08.09.2020

Светлана Ройз: синдром понедельника

Светлана Ройз

«Синдром понедельника»: полтора -два месяца мы можем замечать после каждых выходных «эмоциональный откат». Ребёнку после выходных с семьей может быть сложнее «отделиться» от родителей, может быть больше сопротивления, тревоги, капризов.
нужно продумать, проговорить — последовательность действий утром понедельника, заранее подготовить одежду, собрать рюкзак. (Привычка ещё не сформирована), оставить чуть больше времени на сборы. Продумать вместе ритуалы прощаний. Возможно, помечтать о том, что ребёнок будет делать завтра после школы.

В школах сейчас не обязательна школьная форма. Но какая-то деталь — значок, галстук, герб, нашитый на пиджак или кофту, пояс — любой знак отличия и принадлежности — помогает укорениться в этом сообществе. Сразу чувствовать себя частью группы. А ещё — когда ребёнок его надевает и снимает — помогает переместиться между пространствами «дом — школа». Если этого нет в школе, можно придумать — свой значок, шарфик и т.п.

Мы ж заметили, что дети очень устают — сейчас им нужно будет больше времени на отдых. Больше переключения. Младшешкольники, приходя из школы, могут вдруг начинать играть теми игрушками и играми, в которые играли малышами, смотреть те мультфильмы, которые любили раньше. могут «превращаться» в капризуль — 3-4-5 летних деток, и этот временный регресс нормален.
Идеально после школы дать детям любого возраста — спать, бегать, играть — дать возможность сделать «выдох».

Первоклассники, которые не ходили садик или те, младшеклассники, у кого в классе нет знакомых — могут ощущать себя более тревожно. Пока ребенок не почувствует себя укоренено, в безопасности — его фокус будет точно не на получении знаний. Он и в классе будет возвращаться к тем занятиям, которые для него привычны — напоминают о времени устойчивости и стабильности — (ребенку 6-летке, который вообще склонен играть по своим правилам, свойственно сказать — так, « стоп эта ваша скучная игра, я буду играть в свою». И выйти из учебного процесса) Но — прятание под парту и игры во время урока, частые походы в туалет или «попить воды» — это не просто игра — это попытка снять напряжение и тревогу. Для шестилетки — это ещё условный вариант нормы. У ребёнка после 7 лет — это сигнал — поиска безопасности. И взрослым важно быть к этому внимательными.

Первые школьные месяцы — формирование «эмоционального фона», пространства обучения. Мы в любом возрасте склонны избегать занятий, компаний, действий — где ощущаем дискомфорт, где нам небезопасно и неприятно, и есть угроза для нашей самооценки.
И обратный процесс — мы хотим повторить контакт с тем, что приносит нам удовольствие, комфорт (дофамин, энергию). Избегание одного действия, которое не получается, которое вызывает негативные эмоции — генерализуется, распространяется на очень многие. И важно наблюдать за тем — чего избегаем мы, и чего избегают наши дети. Возможно, мы сможем разделить сложные задачи на маленькие шажочки. Стимулировать хоть маленькое действие, но совершать его.
Идеально — хотя бы для первоклашек — каждый день завершать каким-то общим ритуалом, отмечанием того, что было у каждого ученика сегодня прекрасно. Уверена, что у каждого есть, что отметить. Ребёнку важно выходить из школы с ощущением — у меня сегодня был прогресс.

Немного терапевтического волшебства для учителей и родителей:

«Волшебная палочка» — снимающая чары забвения. Ребёнок тревожится, что что-то забыл, что не справится, что может ошибиться. Игра — чудесный способ «охладить» миндалевидное тело, создать пространство безопасности. Если к ребенку младшей школы обращаться, дотрагиваясь или направляя «волшебную палочку» (не обязательно покупать, можно взять фломастер, обмотать фольгой указку) — снимая «чары забвения», если он говорит тихо или громко — повышая-понижая громкость голоса, «дотрагиваться» волшебной силой знаний математики — ребёнок, действительно, «расколдуется».

Если дети носят маски, если в классе душно, если дети испытывают тревогу — на перемене можно предложить им игру в мыльные пузыри. Делая выдох длиннее вдоха — мы активируем парасимпатическую нервную систему, успокаиваемся, восстанавливаем дыхание. Ну и это радостно 🙂

Всю первую неделю — каждый день, я в кармашек рюкзака вкладывала дочке письма. Каждый день писала все больше строк и добавляя все больше письменных букв. это давало возможность дочке почувствовать контакт со мной, настраивало на учебу и усложнение задачи (она сама просила писать письма все большего объема). На следующей неделе буду писать письма через день. И через неделю, думаю, перестану.

Юла или волчок. Люблю их. У меня есть коллекция волчков. Когда мы запускаем волчок и наблюдаем за ним — это одна из простейших «практик внимательности». Помогает и расслабиться, и сконцентрироваться, и учиться регулировать силу воздействия. Ну и метафора чудесная — равновесия в движении. И ощущения — «я сам запускаю процесс»

Находка — Браслет — конструктор LEGO. есть варианты и для мальчиков. Мы подарили дочке несколько наборов. Она перед школой сама составляет новый «узор дня». И на переменах — если ограничено движение (бегание) — можно предложить движение «внутреннее», «доступные изменения».

Ручка — с прозрачным блоком и глиттерами. Можно взмахнуть ручкой и глиттеры будут красиво перемешиваться и опускаться. Наблюдение за глиттерами — «детская медитация». Возможность расслабления перед новой концентрацией.

Браслетик с с бусинами — я научила дочку — когда нужно успокоиться (дать себе поддержку) — перебирать пальчиками бусинки и, прикасаясь к каждой, говорить слово — состояние, которое сейчас важно — спокойствие, радость, внимание и проч.

Игрушка — брелок — «для жмакания», который можно прикрепить к рюкзаку. Детям — кинестетикам, которым важно иметь много тактильных контактов, которым нужны обнимания, прикосновения, которые реагируют на любые воздействия — действиями, телом — нужно предложить что-то, что могло бы «оттянуть» на себя напряжение. Дети любят сжимать в руке такие шары и игрушки.

Цвет — да, он важен. Я специально подбирала не красный- оранжевый — стимулирующие, а больше расслабляющие цвета.

Все, что на фотографии — куплено в магазинах, есть в свободном доступе

Пусть адаптация детей и взрослых проходит легко.
Добрых взрослений



Мірошник В’ячеслав

Закінчив Київський національий університет культури і мистецтв. У журналістиці - з 2018 року. Працював спортивним оглядачем та займався публіцистикою. У послужному списку також робота на радіо і в друкованому журналі. Зі Svoboda.ua з 2020-го року.

Теги: блоги