Воскресенье, 15 сентября, 2024
Главные новости
17.05.2022

Жизнь с бензином: когда ждать насыщения рынка топливом?

Уже вторую неделю водители вынуждены по 5 часов стоять в очередях к заправкам, чтобы купить 5-10 литров бензина по завышенным ценам от 60 до 90 грн/л. Что нужно для того, чтобы очереди на заправки сократились, а водители в ближайшие годы не имели проблем с горючим в эфире народного депутата Алексея Кучеренка рассказал экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ.

Кто виноват в том, что бензина и дизтоплива не хватает?

Объективные причины существуют – оккупанты разбомбили Кременчугский НПЗ, который покрывал значительную часть рынка, плюс разбитые базы хранения нефтепродуктов и более усложненная логистика – сложное движение бензовозов дорогами страны. Но одна из ключевых ошибок – перед войной не провели диверсификацию нефтепродуктов. При том, что несколько последних лет мы говорили о такой необходимости. Нельзя было на 90% зависеть от беларуси, зная, что в случае войны эти поставки будут тут же прекращены. У беларуси и рф стратегия была простой – если бы они отказались до войны поставлять нам дизтопливо, они бы подтолкнули Украину к диверсифицированным источникам поставок. Но они хотели максимально оттянуть этот процесс. Для этого, грубо говоря, коррумпировали наши политические элиты, чтобы поставки шли до последнего мирного дня. А когда началась война, чтобы у нас не было времени на диверсификацию поставок – отключили «рубильник» с топливом и создали проблему.

Классический механизм со стороны государства – это наличие госрезерва, и когда случаются качели в обеспечении, покрывать недостачу. У нас есть такая возможность?

Еще до начала войны я рекомендовал на территории ЕС создавать логистические хабы хранения основных резервных ресурсов, которые нужны государству – это продовольствие, топливо. Потому что там не разбомбят. Кроме того, нужно понимать, что когда растет цена на топливо, это провоцирует бежать на заправки все больше и больше. Это специфический рынок. Потому что, например, если цена на холодильники или телевизоры вырастет – рынок будет реагировать спокойно – люди просто перестают покупать. Но цена на топливо пугает – водители бегут и начинают запасаться, пока не выросла еще больше. Подобно растут цены на сахар, хлеб или крупы – при первом росте стоимости, покупатели пытаются сделать запасы, пока не подорожали еще больше.

В Украине были введены налоговые льготы на топливо – это влияет на цены?

К сожалению, эти доходы от льгот ложатся в карманы трейдерам, но цены регулирует рынок. И фактически государство вместо того, чтобы положить несколько миллиардов гривен себе в бюджет в виде налогов, оно эти деньги подарило нескольким трейдерам, которые просто за счет этих ресурсов компенсировали свои убытки, связанные с войной. Потому тот, кто принимал такое решение, это как чеховский злоумышленник, которые себе в карман положил 5 копеек, но ущерб государству нанес в тысячи гривен.

Можно ли ожидать до конца мая решения проблемы с топливом в Украине?

Если не исправить ошибки, которые сделаны, ситуация не изменится. В вопросе административного регулирования цен, мы должны понимать, что если его снять, оно в какой-то мере стабилизирует рынок. Потому что найдется равновесная цена, она может остановиться на цифре не меньше 2 евро за литр (примерно 70 грн) за литр А-95. Бензин появится, но при этом часть людей не сможет его покупать. Но тогда нужно создавать механизм поддержки тех людей, которые потеряли работу, но которым нужно поехать, например, из Киева во Львов на своем автомобиле, чтобы забрать свою семью. Также нужно будет создавать механизм поддержки волонтерам, которые не смогут заправляться по таким ценам. Как вариант – в системе «Дія» можно создавать топливные талоны, которые выдавать людям, которые зарегистрировались в приложении, что потеряли работу, эвакуировались, пострадала семья. И, таким образом – создавать систему субсидирования. Но возникает вопрос – за счет чего эти дотации платить? Тогда нужно возвращать налогообложение.

Можно ли быстро организовать логистику и доставлять топливо из ЕС?

Я сомневаюсь, что получится перестроиться очень быстро. Потому что это крайне сложный механизм. Единственное – сложная ситуация с бензином отсечет неоправданное использование бензина в Киеве. Потому что есть большой процент людей, которые используют автомобили просто чтоб поездить по городу, не для нужд фронта или по крайней необходимости. В каждой области сегодня государство должно организовать процесс, чтобы оптимизировать большие потоки, в том числе волонтерские с грузами. В математике есть так называемая транспортная задача в моделировании – и ее нужно решать в масштабах страны. Это очень сильно сократит потребление топлива.

Подготовил Павел Мирный



Мірошник В’ячеслав

Закінчив Київський національий університет культури і мистецтв. У журналістиці - з 2018 року. Працював спортивним оглядачем та займався публіцистикою. У послужному списку також робота на радіо і в друкованому журналі. Зі Svoboda.ua з 2020-го року.