Суббота, 20 апреля, 2024
Главные новости
13.04.2022

5 вопросов о поддержке бизнеса и экономики Украины в условиях войны

После более чем месяца войны в Украине граждане и государство понимают – что время работать и развивать экономику. Весна позвала людей в поля с первым сеяньем, а в освобожденный от оккупанта Киев возвращается предпринимательство. В регионах, где нет непосредственных военных действий, власти приглашают бизнес работать и развиваться, внедрять смелые идеи и строить планы на будущее. Что в этой связи делается со стороны государства, рассказал  министр финансов Сергей Марченко.

Парламент принял блок основных законов поддержки бизнеса. Прежде всего – это введение 2% налога от оборота для ФЛП и упрощение налогов во время ввоза товара. На этом фоне увеличена налоговая нагрузка на бизнесы, которые имеют зарубежных бенефициаров. Как это отразится на финансовом секторе страны, в частности на наполнении бюджета?

Касаемо иностранных бенефициаров — мы считаем, что для бизнеса, собственники которого работают и в Украине, и в рф, и платят налоги там – мы должны создать условия, при которых они должны заплатить в наш госбюджет контрибуции за пребывание на территории страны-агрессора. Такой законопроект разрабатывается сейчас министерством финансов. И я думаю, что за него в ближайшее время проголосуют парламентарии. Касаемо наших предпринимателей – много инициатив предлагается, но не все из них поддерживает министерство финансов. Потому что многие из них влияют на доходы бюджета, и у нас есть своя позиция. Но поскольку ряд законопроектов уже принято, мы будем работать в действующих условиях и формировать доходную часть бюджета с учетом тех изменений, которые есть. Каким образом это будет воздействовать на доходную часть бюджета оценить сложно. Например, если бизнес захочет воспользоваться 2% для ФЛП – это значит, что он не платит НДС и не сможет работать с бизнесом, который платит НДС. Сложно оценить, какая часть бизнеса захочет воспользоваться таким механизмом. Ждем, как бизнес будет на это реагировать.

Сейчас вопрос не в ставках налога и первой или второй группы бизнеса, которые имеют добровольную оплату налогу. Но добровольность – не означает невыплату. Наша позиция – если бизнес работает, особенно на территориях, где не ведутся боевые действия, и более-менее активен, как сфера услуг, ресторанного хозяйства, и не платит налоги, имея сверхдоходы – это не та задача, которая стоит перед законодательными инициативами. Сейчас законы готовятся для создания новых рабочих мест, развития бизнеса на территориях, которые не являются оккупированными. Потому я призываю платить налоги – это поддержка наших ВСУ и помощь нашей страны в условиях войны. То же самое с таможней – упрощений много. Для доставки гуманитарных грузов, обеспечения продовольственной безопасности. Но бизнес, который с коммерческой целью завозит товары, и имеет возможность заплатить НДС и другие таможенные платежи – ми призываем это делать. Потому что это не вопрос личных интересов, а государства Украина в целом.

После начала войны многие украинцы были напуганы – потому что не могли снять в некоторых городах свои деньги с банкоматом, боялись за свои депозиты. Как обстоят дела в банковском секторе?

Сейчас государственные банки выполняют одну из важных ролей – обеспечение стабильности работы банковской системы. Сейчас принято ряд решений о кредитных каникулах. Перед банковской системой стоит задача – аккуратно внедрять средства, чтобы не создавать дополнительные риски. И там, где есть возможность использовать средства госбанков – мы это делаем. В первые дни войны вы видели некоторые панические настрои, они повлияли на динамику курса валюты. Сейчас ситуация стабилизирована, даже наши страны-партнеры приятно удивлены что есть доверие к банковской системе со стороны граждан. Граждане доверяют национальной валюте гривне. Ажиотажи удалось качественными управленческими решениями погасить.

Существует ли возможность в случае ликвидации коммерческих банков возвращать вклады гражданам?

Мы еще до войны активно работали с Фондом гарантирования вкладов. У нас есть возможность бесперебойно обеспечивать работу ФГВ. Принимаются необходимые решения со стороны Национального банка. И для граждан нет сейчас даже случаев, что банки почему-то не работают, или находятся за пределами необходимого административного регулирования. Это вопрос к НБУ прежде всего. Государство будет заботиться о вкладчиках банков и нет необходимости волноваться и снимать депозиты. Более того – это не наилучшее время для таких шагов.

Какую часть от тех средств, которые получила Украина от зарубежных партнеров придется возвращать в качестве долга, а какую государство получило в рамках грантовой помощи?

Для нас важно не только прохождение сложного периода военного положения, но и возможность после быть способными оценить возможности возвращать свои обязательства. Потому приоритетом является грантовая помощь, которая бесповоротная. Мы работаем над привлечением таких средств. Это льготные условия, с максимально длинными сроками привлечения, как МВФ, Национальный банк, с выгодными условиями возвращения. К сожалению, объем грантовой помощи в структуре кредитов, над которыми мы работаем, является незначительным и составляет до 5%. Это около 360 млн евро, которые находятся в переговорах о грантовой помощи. Из них 110 млн евро мы уже получили от властей Италии. Но почему одна страна решила предоставить такой род помощи, а не другой – это определяется бюджетными возможностями государств.

Несмотря на то, что даже в настолько сложных условиях Украина старается рассчитываться с кредиторами по долгам предыдущих годов – существует ли возможность в ходе переговоров достигнуть прощения старой задолженности либо изменить условия?

У нас существует четкая позиция, что в данный момент ни о какой возможности списания либо реструктуризации мы переговоры не ведем. Мы должны быть ответственными в долгах, потому что сейчас мы стремимся к свободному доступу к ресурсам. И для нас принципиально важно такую возможность сохранить. Потому что какие-либо намеки или разговоры о реструктуризации имеют воздействие на восприятие инвесторами наших облигаций, кредитных рейтингов и платежной возможности. График погашения наших обязательств является несложным, пиковые выплаты в сентябре – $900 млн. В довоенное время это была история, которую мы планировали покрывать, учитывая наши возможности поддержки. Сохранение лица в условиях военного времени является тем, чем мы позитивно отличаемся. Реструктуризация может распространяться только на коммерческие задолженности, которые незначительные.   

Подготовил Павел Мирный 



Сорока Аліна

Закінчила факультет журналістики Львівського державного університету імені Івана Франка. Почала працювати в газетах на Прикарпатті, потім - у Львові. Згодом доєдналась до команди Svoboda.ua.