Вторник, 19 марта, 2024
Covid-19
12.04.2021

Уриэль Штерн: “Должна быть разработана стратегия и выделен годовой бюджет на серьезную кампанию по вакцинации”

В Украине, по данным МОЗ, прививку от коронавируса получило  378 264 человека (по состоянию на 11 апреля 2021 года). В лидерах по суточной вакцинации сейчас  Львовская, Тернопольская, Харьковская, Винницкая, Хмельницкая и Одесская области. Однако, темпы эти недостаточны и на 16 апреля Верховная Рада Украины  хочет услышать доклад министра здравоохранения Максима Степанова по ситуации с вакцинацией от коронавируса. Кроме этого, по оценкам социологов,  около 40% украинцев критически относятся к вакцинации. Как исправить ситуацию и какая информационная кампания нужна сегодня Украине, мы расспросили у  главы фонда “Квитна” Уриэля Штерна.

Для справки: Благотворительный Фонд “Квитна” был создан в 2016 году. Целью деятельности Фонда является борьба с раком молочной железы в Украине, а также оказание помощи больным. В рамках этой деятельности БФ “Квитна” предоставляет финансовую помощь

женщинам больным раком молочной железы и осуществляет информационно- просветительскую деятельность для профилактики и  выявление заболевания на ранних этапах.

Уриэль, как вы считаете почему в Украине провалена кампания по информированию о необходимости вакцинации? И что теперь с эти делать, как вы считаете?

Мне почему-то казалось, что правительство рассчитывало, что люди будут настолько хотеть вакцинироваться после года карантина, что будут очереди за вакцинами. А, к сожалению, оказалось все наоборот. И, действительно, я могу вам подтвердить из моего опыта ведения социальных кампаний 5 лет, о том что действительно те вещи, которые предлагаются бесплатно и  очень нужны людям, нужно о них проводить социальные кампании.

Исходя из вашего опыта проведения социальных кампаний, как нужно грамотно строить коммуникацию власти  с гражданами, которая бы базировалась на доверии?

Была проведена кампания одной очень известной фирмой, для вакцинации женщин от папилломавируса, который вызывает рак шейки матки. Эту кампанию должны были провести во Львове. Но, к сожалению, ни одна женщина не пришла. Потому то была совершенно провалена кампания связанная с подготовкой к вакцинации. На самом деле, людям нужно такие вещи объяснять и вносить в голову. Даже те услуги, бесплатные, которые идут на пользу населению и которые безвредны, например, женщинам до 40 лет совершенно не нужно облучаться, для того чтобы проверить их молочную железу, делается ультразвуковое обследование. И это обследование в Украине раз в году делается бесплатно. Естественно, в госучреждениях. Но все равно мы проводим колоссальную работу. И сегодня 1 из 8 женщин которая приходит в Киеве на проверку говорит: я пришла благодаря фонду “Квитна”.

Какие 3 совета вы бы дали власти, касательно публичной кампании в поддержку вакцинации.

Почему кампания (по вакцинации — ред) провалена? Я вам скажу сразу: во всем мире социальные кампании ведут общественные благотворительные фонды. Почему? Потому что это эффективные кампании.

Первое, это — эффективность. Любая благотворительная компания имеет право оставить себе только 20% на свои административные нужды. А 80% это — чистое КПД. Ни один бизнес не может себе такого позволить. Поэтому, если благотворительный фонд имеет бюджет на кампанию, то, понятно, что это намного эффективнее, чем это будет делать бизнес-структура, которая хочет иметь прибыль или, например, госструктура. Потому что мы понимаем прекрасно (и это в любой стране) непонятно куда будут потрачены деньги и какой будет эффективность. Поэтому, первое, что делают сегодня многие, это поручают такие кампании общественным организациям, благотворительным фондам. В первую очередь, из-за эффективности.

Второе — прозрачность. Мы понимаем прекрасно, благотворительный фонд, который существует много лет и имеет репутацию, не будет пачкаться на том, чтобы каким-то образом непрозрачно провести эту кампанию и предоставить непрозрачный отчет.

Третье — доступ. Люди, которые много лет занимаются общественными кампаниями, имеют доступ к самым лучшим кадрам на рынке, которые могут обеспечить креативными идеями. Дело в том, что главная ошибка, которая допущена властями, нужно было кратко сформулировать идею  и эту идею с помощью бизнес структур запустить в головы людей. Например: если люди бы получали ежедневно смс от крупнейших операторов мобильной связи о важности вакцинации. Но мы понимаем, что ни одна из компаний не хочет получать негатив от надоедливых сообщений.  И вот в этом тонкость и вот в этом искусство общественных организаций и креативных людей. Чтобы с одной стороны, привлечь крупный бизнес, который имеет имеет большой охват и, к сожалению, имеет больше доверия, чем государственные структуры. И чтобы этот бизнес не получил репутационный ущерб. В этом и задача креативщика: найти эту тонкую грань, соединить бизнес и общественность. Чтобы, с одной стороны, выиграло общество, а с другой стороны, бизнес не понес репутационные потери.

Вы знаете, во многих странах мира принято, чтобы на бутылке воды было написано: “Помогаем фонду по борьбе с раком груди”. То в Украине ни одна компания не сообразит такое написать на бутылке. Но можно совершенно другой посыл сделать.

Итак, три вещи я сказал. Первое, что КПД фондов намного выше, второе это — прозрачность фондов намного лучше и третье это — доступ к более квалифицированным специалистам. За достаточно скромные бюджеты только общественные организации имеют доступ, авторитет и силу.

Уриэль, как вам кажется, почему не сработала кампания по вакцинации публичных людей и знаменитостей? Ведь ее провели на самом первом этапе, как только Украина получила первую партию вакцин.

В Украине не существует рейтинга знаменитостей, нет рейтинга доверия к тому или иному общественному деятелю Кто мерял это доверие? Никто. Это все было сделано с надеждой что в Украине, как и во всем мире, будут гоняться за прививками.  И, я уверен, все думали что это будет основной проблемой. Оказалось нет. Основная проблема в том, что люди не имеют доверия к прививкам и к властям, которые эти прививки им предлагают. Вот и все.

Вы упомянули об уровне доверия. В этой связи вопрос: социология и правда показывает низкий уровень поддержки вакцинации от covid-19 среди украинцев. На какие вещи в публичной кампании нужно делать акцент, чтобы повышать уровень доверия к вакцинации в целом?

Должна быть разработана стратегия и выделен годовой бюджет на серьезную кампанию по вакцинации. И если бы кто-то посчитал в МОЗ во сколько нам обходится больной человек и его лечение, во сколько нам обходится одно койко-место, во сколько обходится локдаун. Витамин С обходится дороже, чем стоимость прививки. Pfizer стоит 20 долларов в закупке, а хороший витамин С западного уровня стоит тоже 20 долларов. Не говоря уже о том, что не дай Бог попасть в больницу, 2 недели не работать, заразить всю семью это — слишком высокие риски.

Если бы кто-нибудь посчитал эти деньги, то давно бы уже выделили бюджет на систематическую кампанию, призывающую людей вакцинироваться. И длиться она должна минимум год.

Кто специалисты, которые смогут это сделать? Без лишней скромности скажу, что мы — лучшие на рынке, потому что мы, в основном, занимаемся только социальной рекламой. И к тому же, в такой тонкой теме, как профилактика рака молочной железы у женщин.

Почему у Израиля получилось, а в Украине двигается пока все с большими трудностями. в плане вакцинации от коронавируса, конечно же.

В Израиле были введены гораздо более  жесткие карантинные меры. Люди сидели дома, некоторые семьи не виделись год. Поэтому и хотели побыстрее выйти из локдауна. Сегодня штраф за отсутствие маски или маску, натянутую ниже носа,  составляет 150 долларов в Израиле. А тот вид введенного карантина в Украине сыграл тоже свою роль в отказе от вакцинации. И отсутствие широкомасштабной кампании по необходимости вакцинироваться.  

Почему в Израиле получилось? Потому что люди знают, что такое закон и доверяют действиям власти. К тому же, меньше население, проживающее компактно. И важно помнить, что  весь Израиль по размеру как Одесская область. Провести кампанию по вакцинации в Одесской области и во всей Украине это — разные вещи. К тому же, евреи умеют считать деньги. Еще год быть на карантине и не принимать туристов никому не надо. И никто не хочет сидеть дома еще год, если можно вакцинироваться.

Приведу вам такой пример. Мэр города Нью-Йорка Блумберг, когда узнал что люди умирают от язвы желудка, потому что у них не хватает денег на врачей и они тянут до последнего и потом город оплачивает им операцию за 35 тысяч долларов. Он посчитал, что лучше пусть эти  100 человек  пойдут к врачу и вылечат обыкновенный гастрит, чем потом платить этим 100 людям операцию за 35 тысяч каждому.

Если бы к вам пришел человек, который сомневается прививаться ему от коронавируса или нет, какой совет вы бы ему дали?

Некоторые люди боятся побочных эффектов после  вакцинации. Но могу сказать точно: лучше 2 дня посидеть дома с побочным эффектом, чем  15 дней лежать в реанимации под кислородной маской с неизвестным исходом. Вот и все.

Если бы фонду “Квитна” предложили заняться такой широкомасштабной кампанией по информированию о необходимости вакцинации от covid-19?   

Я был бы благодарен Богу иметь возможность спасать по 400 человек в день.



Петренко Ігор

Автор аналітичних статей та інтерв'ю про українську політику і культуру. Активний учасник Революції Гідності. Цікавиться новинною журналістикою та геополітикою. Зі Svoboda.ua з початку заснування.