Четверг, 25 апреля, 2024
За границей
15.03.2022

Защитить детей от травмы войны бегством в другую страну: личный опыт

Оказать посильную помощь украинцам с первых дней войны возможно, даже оставив родной город. В этом убеждена Инна Курбатова, которая выехала вместе со своим сыном-школьником из страны практически сразу после вражеской атаки оккупанта. Сейчас она в польском городе Лодзь – преподает украинским детям-беженцам.

Как Вы принимали решение, что выезжать из страны необходимо?

В первый день войны я находилась дома, на территории центральной Украины, а на второй – отправилась в Польшу. Вначале я думала оставаться – когда пришла соседка и сказала, что началась война, мне стало очень страшно, прежде всего, за жизнь своего ребенка. Первым делом я побежала в магазин, принесла домой немного продуктов. Но к вечеру я представила себе нашу страну в руинах и поняла для себя, что нужно спасать детей. Тогда еще не было сводок с разрушенными городами, которые мы сейчас видим в СМИ, но я уже решила позаботиться о сыне. Мне повезло, так как знакомая в Лодзи согласилась взять меня по прибытии на ночлег – потому ехала, понимая, что на улице ночевать нам с ребенком не придется. Добралась в соседнюю страну за 5 дней, так как по пути останавливалась, чтобы послужить волонтером в Украине.

Можно услышать от людей, которые остались в Украине, что выезжать не правильно и что лучше оставаться до конца – у вас был такой конфликт во время выбора пути?

Я ехала и призывала своих друзей вывозить детей в безопасное место. Не имела на тот момент никаких сомнений. Когда написала в соцсетях обращение к родителям, что война – не детское занятие, встретила много хейта. Даже вынуждена была удалить некоторых друзей, которые отзывались обо мне особенно агрессивно. Сейчас понимаю, что у каждого свое видение ситуации и персональный выбор. Разговаривала со своими друзьями, которые активны в патриотических движениях, даже проводили раньше встречи для детей, чтобы те были более сознательными. Но и они рассказали, что доставили детей в более безопасное место и не исключают перспективы вывоза их из страны. А те члены их семей, которые покрепче – остались в Украине выполнять свою миссию, которую диктует нынешняя реальность.

Как вы добирались заграницу?

Вначале взяла такси, которое согласилось довезти ближе к границе. Это было недешевое «удовольствие». Так как пришлось заплатить порядка $200 (около 6 тыс грн).  Нас забросили настолько далеко, насколько было возможно, а потом пересадили на другую машину. Автомобили шли бесконечной цепочкой. И так мы ехали двое суток в очередях. Наконец, когда мы приблизились к границе, шли пешком в направлении пропускного пункта, где, как говорили, на тот момент очереди были самые маленькие. Оставили вещи в машине женщины, которая нас подвозила, договорились, что когда будет возможность, по ту сторону заберем, и пошли. Перейти границу пешком – это был самый быстрый способ на тот момент. И когда дошли до границы – я увидела огромное количество людей, которые были волонтерами на переходе. Так мы решили еще приостановиться и помочь нашим людям. Два дня мы жили у местной женщины, которая возила еду, кофе и чай на границу. Чистила картошку и морковь на супы, раздавали вместе еду. А на третий день с утра, когда уже не было людей на переходе, да и машины по одной въезжали, мы пошли переходить границу. Я немого знаю польский, потому, когда перешли границу, а там была палатка, где можно было остаться на ночлег прежде чем ехать дальше. Там люди дожидались своих знакомых, если те ехали встречать либо организованных подвозок. Так еще 2 дня я волонтерила в качестве переводчика для наших людей, с которыми вместе перешли. А потом там были автобусы в направлении Варшавы и Кракова и кому куда было нужно – ехали.

Сколько стоил проезд в таких польских автобусах?

Нас доставляли бесплатно. В каждом автобусе в качестве сопровождения был польский военный. Люди уже знали, что я понимаю польский, потому всю дорогу подходили, кому в туалет, кому еще что-то спросить, и я им переводила. В Кракове также действует правило – что если ты предъявляешь паспорт, где указано, что пересекал границу после начала войны, тебе бесплатно выдают билет в любом необходимом направлении. И так мы доехали в Лодзь и поселились у моей подруги.

Для людей, у которых нет знакомых, какие шансы поселения?

Люди, которые приезжают на территорию Польши, на улице ночевать не будут – есть пункты приема беженцев, где подсказывают, какие существуют возможности. Но стоит понимать, что украинцев уже приехало в большие особенно города довольно много, потому стоит искать работу и возможность снимать какую-нибудь комнату. Мне повезло в первые дни найти работу, и я пошла в две школы преподавать польский язык детям из Украины, потому пожили у знакомой бесплатно неделю, и сняли себе недорогую комнату.

Как Ваш ребенок адаптировался к новым условиям?

На следующий день по приезду в Лодзь я отвела сына в школу. Он с большим удовольствием согласился. А еще через день – сын узнал о футбольной секции и записался туда, чтобы заниматься вместе с другими мальчиками. Документов никаких кроме свидетельства о рождении в школе не требовали. Директор школы, как только мы с ребенком пришли, взял нас и повел за покупками – подарил нам рюкзак, все необходимое для школы, сыну кроссовки. Родители и учителя принесли нам одежды, купили продуктов. Я только просила, чтобы не приносили много еды, так как нам двоим много не нужно. А потом каждый день спрашивали: «Может вам еще что-нибудь нужно». А через неделю я ходила в школу, и видела, что там собрали ящики с гуманитарной помощью, которая поедет в Украину. На курсах, где я преподаю, учатся дети со всей Украины – Черкасы, Житомир, Львов, Киев, Запорожье и других городов. Чтобы преподавать предъявила украинский диплом учителя. Если бы не было диплома – можно было бы предъявить сертификат о знании польского языка. 

Как работают волонтерские организации, которые поддерживают Украину?

На днях мы с сыном ходили в супермаркет, увидели, что там стоит большая упаковка, на которой стоит подпись «для жертв войны в Украине». И там лежат вещи, которые купили поляки для беженцев. У нас на тот момент уже все было необходимое, потому взяли только банку сока и с благодарным сердцем ушли. Поляки очень стараются и очень помогают. Когда ехали по городу – везде установлена сине-желтая символика и написано «Мы с вами». В центре города стоит памятник Костюшке, весь в сине-желтых флагах. Есть разные направления работы. Водители объединяются, чтобы забирать людей от границы с Украиной, есть центры, где можно взять одеяла, подушки, посуду, ложки, вилки и необходимое для уюта в доме – в подобном центре сыну подарили небольшой стол для учебы.

Как искать работу и жилье людям, которые решили переходить на свои средства?

Квартиры ищут на польском аналоге OLX. Комнату или небольшую квартиру найти вполне возможно. Некоторые украинцы объединяются и вместе снимают квартиры, в которых есть несколько комнат. Вариантов много. Мне помог найти работу директор школы, где учится сын.

Какие существуют возможности получать образование для детей, приехавших в Польшу?

Для всех создана такая форма, что ребенок приходит на курсы польского языка, будет учиться до лета, а первого сентября пойдет в школу. Хотя есть, конечно, и более смелые дети, как мой сын, который отправился в школу на полный день обучения уже сейчас. В группе, которой я преподаю, предусмотрено, что по окончанию обучения они будут сдавать небольшой экзамен, и получат документ о прохождении курсов. Мое задание как учителя до конца июня подтянуть их к такому уровню знания языка, что если они решат остаться в Польше, чувствовали себя уверенно. Есть еще такое правило, что если ребенок, например, был в этом году в 5-том классе, на следующий год при наличии успешного результата экзамена по языку, пойдет в 6-ой. А если не справится с языком – пойдет снова в 5-тый адаптироваться к новым условиям постепенно. (Есть предложение для детей искать возможности учиться на родном языке, дистанционно из Украины, либо в польских школах с украинским языком преподавания, которых не много – прим.). Мой сын в Украине был в 5-том классе, то в 5-том не было мест, и его взяли в 6-той. Среди его новых одноклассников 2 мальчика и 1 девочка, которые так же, как и мы приехали из Украины. Спроса с них мало – они привыкают, учатся.

Вы из тех родителей, которые все же рекомендуют не сидеть дома, а ходить детям в школу…

Это был выбор сына, и я рада за него. Он не сидит дома, получает социализацию, слушает польский язык, получает новые знания. Учителя стараются к нему хорошо относиться. Говорит, что и внимание к нему есть, и хорошее отношение. Я думаю, что подобно и в детских садиках – главное, чтобы было место.

Стоит ли украинцам в Польше получать статус беженца?

Учитывая, что граждане Украины имеют право находиться в Польше по безвизу, который продлили до 6-ти месяцев, в принципе, просить статус беженца не обязательно. Ты можешь работать, заботиться о себе. Но если существует необходимость получать финансовую помощь от государства, а также поддержку, как бесплатное жилье, предусмотренное на месяцы – тогда можно обращаться в миграционные службы и получать статус беженца. Другой вопрос – что статус беженца предусматривает пребывание в стране без выезда. Иными словами, юридически по определению ты сбежал из места, куда невозможно вернуться, потому получаешь статус и опеку другой страны. Если у вас в Украине остались близкие, и вы время от времени планируете к ним приезжать, а потом возвращаться в Польшу – статус беженца – это не ваш вариант. Также могут провести расследование, были ли бомбежки в городе проживания. Если, к счастью, не было, то статус могут не дать. Когда мы ехали в Польшу, бытовал миф, что тем, кто переходит границу по внутреннему паспорту, дают автоматически статус беженца. Это не правда. На границе статус никто никому не дает. Это длительная процедура, серьезная и ответственная для обеих сторон.

Возвращаясь к теме прохождения границы – в Украине бытует мнение, что в Польшу сбежало много мужчин, которые не хотят идти воевать – это правда?

Не могу сказать обо всех, но из того, что мы видели, украинские пограничники за этим следят очень строго. Я была свидетелем, как мужчина-сириец с украинским паспортом хотел пешком пересечь границу с мамой инвалидом. Женщина была слепой и выглядела слабой. Но его не пропустили, как он ни просил. Возможно, если бы у него был документ, что он является единственным опекуном – его бы впустили. Но в этом случае – мама пошла с группой людей сама, а он остался в Украине. Подходили к начальнику пограничной службы – и там сказали: его не пропустят. И точка. Но была другая ситуация, где папа переходил с дочкой, он предоставил документ, что его жена пошла в Нацгвардию, а он остался единственным опекуном ребенка. И его пропустили. Хотя еще немного сомневались пропускать или нет. Пропускают мужчин, если у них есть 3 и больше детей.

Люди, которые убегают из горячих точек страны, могут оказаться без документов либо с просроченными паспортами – могут ли они находиться в Польше?

Не знаю, как такие люди переходят границу – возможно, показывают справку или другие удостоверения личности. Но в Польше есть специальные пункты, где можно получить паспорт, продлить либо заменить на новый, если есть такая необходимость, получить документы на детей.

Где становятся на учет люди, которые приезжают из Украины, но не планируют получать статус беженца?

Каждый, кто приезжает в нынешних условиях, должен пойти в том населенном пункте, в котором решил поселиться временно или долговременно, в так называемый Urząd Miejski (подобно городскому совету в Украине). Там нужно стать на учет тебе и твоим детям, получить документ, на основании которого потом можно будет оформить легальное пребывание в стране. Тем, у кого есть дети, поляки платят 500 злотых на ребенка в месяц. Также сейчас в парламенте готовят закон, который предполагает выделение из бюджета страны средств на разовую помощь украинским беженцам на сумму 300 злотых. Также планируют субсидию для тех, кто арендует жилье. На какой стадии это рассмотрение находится – не знаю, но вскоре такая помощь планируется. И в перспективе каждый, кто приехал – это налогоплательщик. Потому необходимо будет сделать идентификационный код – уже польский. Сейчас получение всех документов для украинцев упростили. Так как раньше, чтобы получить код, необходимо было иметь прописку, теперь этого нет.  

Разговаривал Павел Мирный.



Петренко Ігор

Автор аналітичних статей та інтерв'ю про українську політику і культуру. Активний учасник Революції Гідності. Цікавиться новинною журналістикою та геополітикою. Зі Svoboda.ua з початку заснування.